I. Показатели отчета о прибылях и убытках
Выручка — сумма денег, полученная от продажи товаров или услуг за определенный период. Например, если продали товаров на 100 000 рублей — это и есть выручка.
Расходы — все деньги, которые потратила компания: зарплата сотрудникам, аренда офиса, закупка товаров, реклама, электричество, налоги и так далее.
Чистая прибыль — то, что остается после вычета всех расходов из выручки. Если заработали 100 000, а потратили 70 000 — прибыль 30 000 рублей. Чистая прибыль = Выручка — Расходы.
Себестоимость — сколько реально стоит произвести или купить товар. Включает материалы, зарплату рабочих, электричество на производство.
Валовая прибыль — выручка минус себестоимость товаров. Если продали товар за 100 рублей, а купили за 60 — валовая прибыль 40 рублей. Показывает прибыльность до учета других расходов.
EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation, and Amortization) — прибыль до уплаты амортизации, процетов по кредитам и займам, налога на прибыль. Показывает, какой доход приносит бизнес сам по себе. Часто служит основой для расчета стоимости бизнеса в инвестиционных сделках. EBITDA = Валовая прибыль — Операционные расходы (кроме амортизации, процентов и налога на прибыль).
EBIT (Earnings Before Interest, Taxes) — прибыль до уплаты процетов по кредитам и займам, налога на прибыль. Помогает оценить эффективность работы компании. EBIT = EBITDA — Амортизация.
Амортизация — виртуальный расход, начисляемый для списания понесенных ранее капитальных затрат. Например, купили станок за 12 млн рублей со сроком амортизации 10 лет. В таком случае начисляем амортизацию по 1,2 млн рублей ежегодно или 100 000 рублей в месяц. На эту сумму уменьшаем прибыль до уплаты налогов.
Прибыль до уплаты налогов — это сколько денег заработала компания до того, как заплатила налог государству. Если у компании система налогообложения «Доходы минус Расходы», то этот показатель служит базой для расчета налога на прибыль. Прибыль до уплаты налогов = EBIT — Проценты по кредитам и займам.
Дивиденды — часть чистой прибыли компании, распределяемая между собственниками.
II. Показатели бухгалтерского баланса
Активы — все, что принадлежит компании и может принести деньги. Это и денежные средства на счетах, и товары на складе, и оборудование, и здания. Если компания стоит 5 миллионов рублей — это стоимость всех ее активов.
Пассивы — источники финансирования активов. Показывают, откуда взялись деньги на покупку всего имущества компании. Пассивы = Обязательства + Капитал.
Обязательства — долги компании перед другими людьми и организациями. Кредиты в банке, долги поставщикам, невыплаченная зарплата сотрудникам — все это обязательства.
Капитал — собственные деньги владельцев в бизнесе. Сколько они вложили плюс накопленная прибыль. Капитал = Активы — Обязательства.
Основные средства — дорогое имущество, которое служит долго и помогает работать. Здания, станки, компьютеры, автомобили. Покупается не для продажи, а для использования в работе.
Дебиторская задолженность — деньги, которые вам должны клиенты. Товар отгрузили, а деньги еще не получили.
Кредиторская задолженность — деньги, которые должны вы. Товар получили от поставщика, а еще не заплатили за него.
Запасы — стоимость товаров, которые лежат на складе и ждут продажи.
Текущие активы — имущество, которое можно быстро превратить в деньги (обычно в течение года).
Это деньги в кассе и на счетах, товары на складе, долги покупателей.
Текущие обязательства — долги, которые нужно отдать в ближайшее время (обычно в течение года). Зарплата сотрудникам, долги поставщикам, краткосрочные кредиты.
Оборотный капитал — деньги, которые нужны для ежедневной работы бизнеса и реально инвестированные в бизнес для поддержания операционной деятельности. Оборотный капитал = Текущие активы — Текущие обязательства.
III. Аналитические показатели
Прямые расходы — расходы, которые напрямую связаны с производством или продажей товара или услуги. Например, закупка материалов для производства, зарплата работников, непосредственно занятых в производстве, оплата аренды оборудования.
Косвенные расходы — расходы, которые не связаны напрямую с производством или продажей, но необходимы для работы компании. Например, расходы на маркетинг, аренду офиса, бухгалтерию.
Переменные расходы — расходы, которые изменяются в зависимости от объема производства или продаж. Например, чем больше товаров произведено, тем больше нужно материалов.
Постоянные расходы — расходы, которые остаются неизменными независимо от объема производства или продаж. Например, аренда помещения, фиксированная зарплата административного персонала.
Рентабельность — показывает, насколько прибыльный бизнес. Рассчитывается как прибыль, деленная на выручку и умноженная на 100%. Например: прибыль 20 000, выручка 100 000 — рентабельность 20%.
Точка безубыточности — минимальный объем продаж, при котором компания не несет убытков. То есть когда выручка равна всем расходам. Важный показатель, так как преодолевая точку безубыточности, компания начинает зарабатывать прибыль.
ROE (Return on Equity) — рентабельность собственного капитала. Показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль, вложенный владельцами. ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал x 100%. Если прибыль 50 000, а капитал 500 000 — ROE равен 10%.
ROA (Return on Assets) — рентабельность активов. Показывает, насколько эффективно компания использует все свое имущество для получения прибыли. ROA = Чистая прибыль / Активы x 100%. Если прибыль 30 000, а активы 1 000 000 — ROA равен 3%.
ROI (Return on Investment) — возврат на инвестиции. Показывает, сколько прибыли принесли вложенные деньги. ROI = (Прибыль от инвестиций — Сумма инвестиций) / Сумма инвестиций x 100%.